«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
(А. А. Леонтьев)
Функциональная грамотность — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Читательская грамотность - способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
Естественнонаучная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.
Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.
Глобальная компетентность рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность — человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Под креативным мышлением понимают способность к продуктивному творческому подходу.
Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.
Повышение уровня функциональной грамотности школьников может быть обеспечена успешной реализацией ФГОС, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если процесс обучения идет как процесс решения обучающимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.
Нормативно-правовые акты:
Приказ Рособрнадзора и Минпросвещения России от 06.05.2019 № 590 /219 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся"
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"
Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"
План мероприятий по преодолению школьной неуспешности, созданию условий для повышения уровня функциональной грамотности обучающихся, выведению общеобразовательных организаций Буденновского муниципального округа в режим эффективного функционирования
План мероприятий по подготовке и проведению мероприятий по организации участия обучающихся 8-х и 9-х классов общеобразовательных организаций в тренировочных мероприятиях в электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Муниципальный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Буденновского муниципального округа на 2021/2022 учебный год
Муниципальный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Буденновского муниципального округа на 2021/2022 учебный год (с дополнениями)
Муниципальный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Буденновского муниципального округа на 2021/2022 учебный год (с дополнениями)
План мероприятий по подготовке и проведению оценочных процедур в муниципальных общеобразовательных организациях Буденновского муниципального округа в 2021/2022 учебном году
Приложение 1 "План мероприятий по повышению качества образования в образовательном комплексе Буденновского муниципального округа в 2021-2022 учебном году"
Приложение 2 "План мероприятий по подготовке к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в Буденновском муниципальном округе в 2021-2022 учебном году"
Приложение 3 "План мероприятий по подготовке и проведению оценочных процедур в муниципальных общеобразовательных организациях Буденновского муниципального округа в 2021-2022 учебном году"
Приложение 4 "План мероприятий по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагопричтных социальных условиях в Буденновском муниципальном округе в 2021-2022 учебном году"
План мероприятий по обеспечению объективности проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях Буденновского муниципального округа в 2021_2022 учебном году
Муниципальные критерии оценки образовательных результатов обучающихся в общеобразовательных организациях Буденновского муниципального района
Приказ "О внесении изменений в план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Буденновского муниципального округа в 2021/2022 учебном году"
Рекомендации по итогам собеседования с руководителями общеобразовательных организаций.
Ссылка на банк заданий по функциональной грамотности обучающихся
Марафон функциональной грамотности
Собеседование с руководителями общеобразовательных организаций.
Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/